Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с началом Великого поста!

Великий пост - это самый важный среди других многодневных постов. Длится Великий пост 40 дней - в память о сорокадневном посте Христа в пустыне  – от Чистого Понедельника до пятницы Шестой Недели. В этом году он будет длиться с 18 марта по 26 апреля, а затем Страстная седмица.  Это самое светлое время для раздумий над своей жизнью, молитв и покаяния.

К сожалею во время Великого поста больше интересуются о том как питаться и упускают самое основное. Смысл заключается не в том, что человек ест или от чего он воздерживается. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела.  Нужно еще помогать страждущим, нищим и убогим. Господь призывал к тому, чтобы мы с вами были все милосердными. Вспомните о родителях, о бабушке с дедушкой. Оглянитесь вокруг, сколько одиноких и немощных, сколько нуждающихся и живут ведь часто в соседнем доме.

Кроме того, если человек строго ограничивает себя в еде, но не ходит в храм - это уже диета, Господу не нужно сухое соблюдение Поста. Нужно  сокрушаться о своем грехе, духовно  возрастать внутри себя,  жизнь менять и  внутри себя не  держать злобу. Обязательно  должна быть молитва утром и вечером. Таков смысл поста. Мы себя, таким образом, подготавливаем к самому главному празднику – Светлому Христову Воскресению.

О службах во время Великого поста. Богослужение во всё продолжение Четыредесятницы отличается от обычного главным образом тем, что:

по понедельникам, вторникам и четвергам литургии не бывает (если нет праздника), а читаются и поются часы;

по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров;

по субботам и в Вербное воскресенье — обычная литургия Иоанна Златоуста;

по воскресеньям (кроме Вербного) — литургия Василия Великого;

каждое из шести воскресений посвящено особому воспоминанию.

1-я седмица Великого поста называется «Феодоровой неделей». Во время первой и пятой недели Великого поста в храмах читается покаянный канон святого Андрея Критского. Каждый из нас знает, насколько сильны в нас привязанности к миру.  И вот как раз дни чтения этого канона помогают кающимся вырваться из повседневной суеты. Поэтому важно посетить храм и прислушаться к словам покаянных молитв. В пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение коли́ва. Понедельник в народе называется «Чистым понедельником»: в этот день принято наводить дома порядок и чистоту, мыться и надевать свежую одежду, чтобы встречать пост в чистоте.

Первая Неделя поста — Торжество православия: в современной практике РПЦ возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. До 1919 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше в России — государственных преступников.

Вторая Неделя Великого поста — Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу.

Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная: после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным. Следующая за Неделей 4-я седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда — Преполовение Святой Четыредесятницы; от сего дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому просвещению» (крещению).

Четвёртая Неделя — переходящая память прп. Иоанна Лествичника. В четверг 5-й седмицы на утрене читается весь великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие прп. Марии Египетской — «Андреево стояние» или «стояние Марии Египетской». Получило распространение ещё одно название этой седмицы — «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.

Пятая Неделя — память прп. Марии Египетской, образца истинного покаяния. Шестая седмица — седмица ваий, в пяток которой завершается Святая Четыредесятница; суббота — Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота).

Шестая Неделя — Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник.

Далее начинается Страстная седмица.

Что касается трапезы, Церковный Устав предписывает следующие правила:

в первую неделю поста и Страстную седмицу — особо строгий пост;

в понедельники, среды и пятницы поста — холодная пища без масла один раз в день (в вечернее время);

во вторники и четверги поста — горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);

по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время);

в Великую пятницу ничего есть не положено;

в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;

рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в память Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

В дни памяти самых почитаемых святых, если они выпали на Великий пост, также разрешается:

в понедельник, вторник и четверг — вкушать горячую пищу с растительным маслом;

в среду и пятницу — горячая пища без масла.

Многих интересует вопрос: «Для кого могут быть послабления?»

Конечно же, если для верующего человека во время Великого поста есть ограничение в пище, то для людей, которые мало приобщены к церкви, у кого существуют проблемы со здоровьем, если человек учится,  для беременных женщин, послабления церковь не отрицает.  Но, все эти тонкости нужно решать со своим духовником.  

Дорогие братья и сестры! Стремитесь провести это благодатное время с максимальной пользой для  души. Пусть из вашего сердца исторгнутся плевелы страстей, грехов и беззаконий. Пусть эти святые дни помогут вам приобрести как можно больше добродетелей. Пост должен быть для души. Желаю вам в этом помощи Божией.

 Храни вас Господь и Пресвятая Богородица!

 

Материал подготовил настоятель храма - иерей Евгений Герасимов.

 

ПОСЛАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ