История храма

 

Об истории села Старая Андреевка, ныне село Ильтеряково.

В документе за 1809 год о наделении землей припущенников деревни Мусино Минской волости Уфимского уезда есть ссылка, что «Д.Федоровка, Старый Енгалыш, она выделена на приобретенной от башкир Уршакинской волости земли уже обмежеванной за первыми с выдачей межевых документов, что оная в 1809 году переселилась в деревню Новая Федоровка Минской волости 125 человек , о переселившихся этих, а равно о их землях Федоровских крестьян надлежащих сведений не собрано. Между тем, коль они участвовали в покупке от Уршакинских башкир их вотчинную землю согласно правилам данных руководства комиссии могут и не подлежать наделу и сдачи башкирских к сему последнему, а именно склонять то обстоятельство, что жители общих деревень старой и новой Федоровки по 7 ревизии попадавшей в сказки, внесена в ведомости доставленной казенной палаты.» Из этого видно, что деревня образовалась из переселенцев 125 человек из д.Енгалыш Уфимского уезда. А также видно, что до приобретения данная земля уже была куплена от башкир деревни Мусино жителем деревни Тимкино. Согласно других архивных документов за 1868 год известо, что земля была куплена за 27 рублей. Это документ прошение «Всепросветлейший Державный Великий Государь Император Александр Николаевич, самодержец Всероссийский государь Всемилостивейший. Просим Уфимского уезда деревни Новой Федоровки, Кайгалыш тож из мордвы некрещеных 112 человек поверенный Андрей Екимов о чем мы просим в следующих пунктах…» Из этого прошения стало известно, что жители деревни Новая Федоровка, Кайгалыш имели спор с помещиком Аксаковым, который претендовал на часть их земель ввиду того, что деревня Тимкино входила в его владения и оспаривал правомочность принадлежности части земель в суде казенной палаты. Так как ведение судебного дела несколько названий деревни (Нов.Федоровка, Нов.Енгалыш, Кайгалыш) осложняло, решили по имени поверенного просителя Андрея Екимова переименовать в деревню Андреевка в 1868 году. В последсвии несколько жителей из Андреевки переселились на новые земли в 5 км от села и образовали новую деревню, которой было дано название Новая Андреевка. А село Андреевка стало называться Старая Андреевка.

Первый священник храма в селе Андреевка, Авксентий Филиппович Юртов, о своем приезде в 1891 году писал: «…Приехал я в село Андреевка. Село малюсенькое в 237 ревизских души; дома и вообще все строения очень неказисты. Церковь маленькая, без колокольни, построенная крестьянами первоначально для молитвенного дома, еще не освященная; причтовых домов тоже нет». Это был бедный мордовско - чувашский приход. Дело в том, что рядом с селом Андреевка, жители которой мордва, расположена чувашская деревня Ильтеряково, по имени Ильтеряка Смолина. Их отделял лишь небольшой овражек. В конце XIX века в Андреевке проживало более 1000 человек мордовской национальности (число дворов около 150), а чувашской деревни Ильтеряково 370 (число дворов 60). Для сравнения согласно похозяйственной книги Шаймуратовского Сельского совета за 2011 год, насчитывается 217 человек мордовской национальности. В 1952 году жители деревень Андреевка и Ильтеряково объединились в колхоз имени Ленина. Согласно справки того же сельского совета за 2010 год « В связи с объединением деревень Старо-Андреевка и Ильтеряково, населенный пункт носит общее название село Ильтеряково с 2005 г.».

Об истории храма.

Из истории известно, что к приезду первого священника Авксентия Юртова в 1891 году в с.Андреевка уже имелся молельный дом. В каком году он был построен не известно. Известно то, что он был деревянный, без колокольни, не освящен и не большой. Уже при священнике Юртове его освятили 8 сентября 1891г. В связи с тем, что молельный дом был небольшой, а на службы стали приходить жители соседних деревень, появилась необходимость в строительстве большего храма. Под руководством протоиерея Авксентия в 1895 году был построен новый храм. По словам внучки Юртова А.Ф., Елизаветы Викторовны 1929 г.р., «его строили настоящие мастера и был такой красоты, каких церквей не было даже в Уфе, чего только стоил один иконостас!» Был он также деревянный, с тремя куполами, с колокольней, фундамент из мраморных блоков.
Строительство шло на деньги прихожан и благотворителей помещика Харитонова, князя Кугушева и др. Храм был в честь Архангела Михаила. Службы в нем велись вплоть до 1937 года. В 1895 году бала построена и церковно-приходская школа. Был построен и дом для священника и его семьи. В нем и сегодня живут его внуки и правнуки.
В 1937 в присутствии начальства района, сельского совета закрыли храм. С куполов сняли кресты.

С 1937г по 1940г в здании храма располагался сельский клуб. В нем проводились колхозные собрания, совещания, концерты и всяческие мероприятия. Поначалу народ в клуб ходил с опаской, боясь, но постепенно привык, особенно молодежь. А в 1940 году храм и вовсе разобрали и перенесли в другое. Остался лишь фундамент и могила протоиерея Авксентия Филипповича Юртова. Фундамент в послевоенные годы полностью разобрали для строительства новых домов, а могилу постепенно сравняли. Земля, на которой находилась церковь, пустовала, по ней бродил скот. Защитников при закрытии и сносе храма не нашлось. Часть храмовых икон успели раздать людям на сохранение служители храма. Иконы, которые не успели раздать или спрятать были расколоты и сожжены когда разбирали храм. Все церковные облачения сложили в колхозном амбаре, где они лежали пока не сгнили. Куда дели церковную утварь, служебные сосуды не известно. Заново приход был восстановлен лишь в 1992 году.

Движение за восстановление прихода началось при активном участии самих жителей сел Андреевка и Ильтеряково. Особенное участие приняли бабушки уже пенсионного возраста. Сначала в пользование прихода для ведения служб отдали дом животноводов, оставшийся от овцефермы колхоза «Рассвет». Стоял он недалеко от места, где сейчас построен храм. Первым настоятелем открывшегося прихода с 1998 года был иерей Виктор Мишин. Он прослужил на приходе до 2007. При нем в 2004 году был построен новый храм. Также как и его предшественник носит имя Архангела Михаила. Стоит он немного в стороне от места, где стоял алтарь разрушенного храма. Сегодняшний храм деревянный, но обложен красным кирпичом. У него 2 купола. Строительство прихожане вели в основном на свои средства и своими силами. Активными участниками строительства были пожилые люди. Они и сейчас принимают участие в жизни прихода. Большую лепту по, словам прихожан, в открытие прихода, в развитие приходской жизни, в строительство нового храма внес протоирей Николай Тихонов.

 

После отца Виктора Мишина с 2007 года настоятелем был отец Феодосий Рыбак. При его служении к основному зданию храма построили притвор.

Особое внимание стоит уделить священнослужителям,

которые служили до 1937 года.

Как уже указывалось первым настоятелем прихода был священник Авксентий Филиппович Юртов.


 

Родился 20 февраля 1954 года в многодетной семье крестьян в д.Калейкино Мензелинского уезда Уфимской губернии. Окончил крещено-татарскую школу. В 1872 г. становится первым мордвином-семинаристом Казанской учительской семинарии. В том же году сделал свой первый перевод «История Ветхого Завета» на эрзя-модовский язык. По окончании семинарии в 1876 г. назначен учителем мордовской начальной школы. В 1884 г. в Казани Переводческой комиссией Православного миссионерского общества при Братстве святителя Гурия выходит в свет созданный Юртовым «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки». Он стал первым эрзянским школьным учебником. Кроме того в 80-е годы XIX века выходят в свет его переводы –«Священная история Ветхого Завета», «Евангелие от Матфея», «Чин исповедания и как причащати больного». В 1889 г. А.Ф.Юртов женится на выпускнице Самарского епархиального училища Анне Георгиевне Березиной. В 1891 г. 20 июля епископом Дионисием Юртов рукоположен в сан священника и направлен настоятелем храма в село Андреевка Уфимского уезда. Отец Авксентий всегда оставался верен идеям миссионерского просветительства. Вел работу по просвещению населения своего прихода, собирал образцы народной словесности мордвы, башкир, чувашей и составлял словари. Сам же четверть века учительствовал в открытой по его проекту трехклассной церковно-приходской школе. В семье юртовых родилось шестеро сыновей, четыре дочери. В настоящее время третье и четвертое поколения живут в различных уголках России и ближнего зарубежья. Сам протоиерей Авксентий Филиппович Юртов умер 20 апреля 1916 года, как записано в Метрической книге священником Виталием Миртовым, «от порока сердца». 1 сентября 1991 года состоялось открытие надгробного памятника на могиле Юртова. Активное участие в восстановлении могилы приняли внук Анатолий Юртов и его дети.

 

 

 

После смерти протоиерея Авксентия служил священник Лев Бояргов. О его служении, о его участи и его семье сведений нет.
После Бояргова служил отец Димитрий Петров. Считается, что он погиб под колесами автомобиля на улицах города Уфы в 1936 году. Известно, что батюшке помогали в храме церковный староста Иванов Николай, псаломщик Васильев Илья, монахини Евдокия, Евфросиния и Агафия. Все они были арестованы и сосланы в Сибирь. Впоследствии реабилитированы посмертно.

Арестована была и матушка отца Димитрия Анастасия, будто бы за вредительство. Отбыв свой срок заключения матушка умерла уже в Уфе. С батюшкой у них было семеро детей. Сейчас их дети и внуки живут в Уфе.

К сожалению, мало кто подробно знает историю села и храма, равно как историю жизни тех священников и их семей, которые служили в прежнем храме. Поэтому может быть в этой исторической хронике много неточностей, несовпадений.

В настоящее время с августа 2010 г. настоятелем Михаило-Архангельского храма является иерей Евгений Герасимов.

 

Богослужения в храме проводятся в субботу в 17.00 - Всенощное бдение и в воскресенье в 9.00 - Божественная литургия. А также в православные праздники.
Престольный праздник – день Архангела Михаила, 8/21 ноября.

Адрес: 453025, Россия, Респ. Башкортостан, Кармаскалинский район, село Ст. Андреевка ( ныне село Ильтеряково ), ул. Молодежная, д.22.
Добраться можно на автобусах междугороднего сообщения.

Благословение Господне вам и вашей домашней церкви!

          Источник: сайт ПРАВОСЛАВНЫЕ ЛИКИ РОССИИ

http://likirussia.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=264

 

ПОСЛАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ